Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций, связанные с экономическими и социальными кризисами породили обесценивание знаний, власть примитивного материального богатства, искажение исторических событий, бездуховность, кризис семьи и семейного воспитания, возрастающая агрессия в обществе, озлобленность, пьянство и наркомания в подростковой среде; экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей, все это сказывается на духовном развитии детей и на их психическом развитии – это делает необходимым возвращение в жизнь ребенка духовно-нравственных традиций нашего народа и мировой культуры, которые нужно привить, сберечь, передать. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Очень важно начать музыкальное воспитание как можно раньше, чтобы приобщить ребенка к всему многообразию музыкальной культуры.
Музыка - это язык чувств, который ребенок осваивает значительно раньше разговорной речи. Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, дети получают представления о различных способах выражения чувств и мыслей. Имея общую с речью интонационную природу, музыкальный язык доступен ребенку уже в раннем детстве. В этот период, в зависимости от своего содержания, музыка действует на ребенка физиологически: успокаивает его или возбуждает.
Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, "открыть" себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к "миру взрослых", а также формирует его духовную культуру.
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.
Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребенка ценностные ориентации его жизнедеятельности, приобщить к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Мир дошкольника наполняется в первую очередь образами того народа, наследником традиций которого ребёнок является. Восстановление преемственности поколений в восприятии и освоения традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми и Богом – Творцом. Несомненно, что для русской культуры, русского человека духовно определяющую роль играют православное мировосприятие, православная вера, православный уклад жизни.
Исследователь проблем духовно- нравственного воспитания детей, русский педагог В,В, Зеньковский отмечал, что сфера человека включает в себя три составляющих: моральную, эстетическую и религиозную. Все эти составляющие духовной жизни находят, по словам В.В.Зеньковского, своё выражение «в детстве, в чувствах, работе ума и активности». Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека:
· Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка
· Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях
· Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор
· Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания
· Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.
В своей работе руководители нашего дошкольного учреждения проводят занятия с детьми 5-7 лет, разработанные с учётом того, что именно старший дошкольный возраст является периодом наиболее активного и успешного освоения ребёнком народной культуры, той культуры, носителями которой являются родители ребёнка, его воспитатели, взрослые и старшие дети, составляющие ближайшее социальное окружение подрастающего малыша. Как отмечал К.Д.Ушинский: «Для ребёнка Светлый Праздник и весна, Рождество и зима, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни…. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».
Целью данных занятий является содействие комплексной воспитательно-образовательной работы с детьми по средством приобщения их к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию музыкальной культурно-досуговой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
· знакомство детей с основами духовно- нравственных традиций русского народа и уклада жизни, с народным фольклором, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздников.
· формирование у детей первоначальных представлений о духовном мире через передачу знаний об основных религиозных понятиях, элементарных сведений из Священной Истории.
· первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека;
· знакомство детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями музыки, художественной литературы, живописи, иконописи, связанными с тематикой.
Развивающие:
· содействие общему развитию ребёнка;
· помощь в освоении социальных навыков и норм поведения, налаживании коммуникаций со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
· развитие умений замечать и чувствовать красоту в окружающем мире, любоваться ею, беречь её;
· развитие нравственного и эстетического чувств ребёнка, формирование системы нравственных и эстетических эталонов (добро-зло, красивое- некрасивое), поддержка в детях стремления поступать по-доброму, приумножать красоту;
· помощь в становлении творческой личности ребёнка как созидателя и преобразователя, развитие навыков музыкального творчества;
· содействие развитию певческого голоса, музыкально- ритмических движений, координации, выразительности, развитию речи детей.
Воспитывающие:
· помощь семье в формировании ценностной сферы личности ребёнка через приобщение к основам православной духовной культуры, традиционному укладу жизни;
· освоение традиции готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремясь к пониманию их подлинного жизненного смысла;
· воспитание уважительного и благоговейного отношения к святыням;
· содействие формированию навыков доброжелательного и добродетельного поведения, способности к сопереживанию, радости и адекватному проявлению этих чувств;
· воспитание стремления подрожать благим образцам, жить по совести;
· воспитание уважительного, милосердного, внимательного отношения к ближним;
· воспитание любви, заботливого, бережного отношения к родной природе;
· привитие художественного вкуса и эстетических предпочтений на основе образцов традиционной духовной культуры.
В ходе занятий детям рассказывается о значимости таких понятий как: семья, родной дом, большая и малая родина, родной язык, белорусские народные православные традиции и обычаи. В увлекательной и доступной форме детям передаются сведения о духовных наставниках народа, богатырях, героях и других людях, которыми гордится Отечество. Музыкальный материал данных занятий включает малые формы детского фольклора, народные песни и танца, игры, произведения русских, белорусских композиторов и поэтов, стихи и песни современных авторов, танцы и игр, музыкальные произведения, рекомендованные учебной программой дошкольного образования.
Результатом деятельности музыкальных руководителей является проведение календарных и фольклорных праздников. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Многолетней традицией является проведение фольклорных праздников, таких как: Праздник урожая, Рождество, Масленица, Пасха, Троица
Результатом работы явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше.
Создание условий в государственном учреждении образования "Ясли - сад № 69 г Гродно" для духовно-нравственного и эстетического развития позволяет увидеть нам выпускника детского сада самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности, имеющего яркую индивидуальность; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира и произведения искусства, имеющим практические умения и навыки для внесения изменений в окружающую среду.